Принципы организации промышленной и гражданской защиты

Перуашев Азат Турлыбекулы: Сравнительная таблица по проекту Закона Республики Казахстан

Принципы организации промышленной и гражданской защиты

23

Статья 5. Система оповещения гражданской защиты

2.Республиканская система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и до:

1) населения Республики Казахстан;

2) органов управления гражданской защиты;

3) сил гражданской защиты;

4) территориальных подразделений уполномоченного органа.

Поддержание в постоянной готовности республиканской системы оповещения обеспечивает уполномоченный орган.

3.Система оповещения области, города республиканского значения, столицы, обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

1) населения области (части территории области), города республиканского значения, столицы, либо до населения городов областного и районного значения, района, аульного (сельского) округа, города, аула (село) или поселка, района города по распоряжению акима соответствующей административно-территориальной единицы;

2) местных исполнительных органов и иных государственных органов;

3) экстренных и аварийных служб;

4) сил гражданской защиты на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

Поддержание в постоянной готовности системы оповещения области, города республиканского значения, столицы обеспечивает территориальное подразделение уполномоченного органа.

4. Локальная система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

1) населения, попадающего в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации;

2) работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

3) физических лиц, находящихся на территории объекта с массовым пребыванием людей;

4) объектовых аварийно-спасательных служб;

5) руководителей и дежурно-диспетчерских служб юридических лиц, расположенных в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации.

Поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения обеспечивает юридическое лицо, эксплуатирующее объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект.

5.Распоряжение на задействование системы оповещения отдается:

Республиканского уровня –Премьер-Министром Республики Казахстан начальником гражданской обороны Республики Казахстан при глобальных чрезвычайных ситуациях, руководителем уполномоченного органа при региональных чрезвычайных ситуациях, технической проверке республиканской системы оповещения и проведении республиканских учений по гражданской защите;

Территориального уровня – акимом области, города республиканского значения, столицы, либо нижестоящим Акимом для оповещения населения соответствующих административно-территориальных единиц при местных чрезвычайных ситуациях, руководителем территориального подразделения уполномоченного органа при проведении технических проверок системы оповещения области, города республиканского значения, столицы и учений по гражданской защите;

Объектового уровня – руководителем юридического лица, эксплуатирующего объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект или уполномоченным им лицом.

6. При задействовании сигнала оповещения «Внимание всем!» система оповещения должна обеспечить одновременное и многократно повторяемое доведение информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до населения и о порядке действий людей в сложившейся ситуации.

7. Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации системы оповещения республиканского и территориального уровня производится из средств государственного бюджета.

Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации локальной системы оповещения производится за счет средств юридического лица, эксплуатирующей объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект.».

2.Республиканская система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

1) населения Республики Казахстан;

2) органов управления гражданской защиты;

3) сил гражданской защиты;

4) территориальных подразделений уполномоченного органа.

Поддержание в постоянной готовности республиканской системы оповещения обеспечивает уполномоченный орган.

3.Система оповещения на территориальном уровне обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

1) населения области (части территории области), города республиканского значения, столицы, либо до населения городов областного и районного значения, района, аульного (сельского) округа, города, аула (село) или поселка, района города;

2) местных исполнительных органов и иных государственных органов;

3) экстренных и аварийных служб;

4) сил гражданской защиты на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

Поддержание в постоянной готовности системы оповещения территориального уровня обеспечивает территориальное подразделение уполномоченного органа.

4.Локальная система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и информации до:

1) людей, попадающих в расчетную зону распространения чрезвычайной ситуации;

2) объектовых аварийно-спасательных служб;

3) руководителей и дежурно-диспетчерских служб юридических лиц, расположенных в расчетной зоне распространения чрезвычайной ситуации.

Поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения обеспечивает юридическое лицо, эксплуатирующее объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект.

5.Распоряжение на задействование системы оповещения отдается:

Республиканского уровня –руководителем уполномоченного органа;

Территориального уровня –оперативным дежурным территориального подразделения уполномоченного органа;

Объектового уровня – руководителем юридического лица, эксплуатирующего объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект или уполномоченным им лицом.

6. При задействовании сигнала оповещения «Внимание всем!» система оповещения должна обеспечить одновременное и многократно повторяемое доведение информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации до населения и о порядке действий людей в сложившейся ситуации.

7. Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации системы оповещения республиканского и территориального уровня производится из средств государственного бюджета.

Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации локальной системы оповещения производится за счет средств юридического лица, эксплуатирующей объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект.».

Считаем крайне важным рассмотреть и внедрить на практике автоматический запуск систем оповещения при достижении показателей опасностей определенных уровней, для того чтобы избежать влияния «человеческого фактора», а также значительно сократить временные показатели по оповещению населения. При внедрении такой системы, оповещение автоматически бы запускалось уже при прохождении первой волны землетрясения силой например 5 баллов, что позволило бы населению гораздо оперативнее реагировать. Аналогичная ситуация возможна и при выбросах ядовитых веществ в атмосферу и т.д.

В предложенной редакции, оптимальным решением может быть передача полномочий по запуску систем оповещения оперативным дежурным уполномоченного органа, так как они круглосуточно ведут мониторинг ситуации и способны объективно и быстро принимать решение о запуске систем оповещения.

Источник: http://www.parlam.kz/ru/blogs/peruashev/Details/6/20470

Гражданская оборона ГО: задачи, организация, руководство, органы управления

Принципы организации промышленной и гражданской защиты
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств.

В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла.

В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году.

До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства.

Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз.

Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения.

Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е.

практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время — МЧС России), и его территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований.

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д.

Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны.

К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время.

Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер.

В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде — федеральному правительству, в Норвегии и Испании — министерству защиты населения.

Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время.

Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти.

Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. —М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/grazhdanskaya-oborona-go/

Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны (ГО) в Республике Казахстан

Принципы организации промышленной и гражданской защиты

Тезисы лекций

Вся деятельность по организации и ведению гражданской обороны в стране определена Законом РК от 11.04.2014 г. “О Гражданской защите”. Общее руководство гражданской обороной Республики Казахстан возложено на Премьер-министра (он же начальник гражданской обороны Республики Казахстан).

Силы гражданской защиты:

· воинские части гражданской обороны,

· аварийно-спасательные службы и формирования,

· подразделения государственной и негосударственной противопожарной службы,

· формирования гражданской обороны,

· авиация уполномоченного органа,

· службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования

службы гражданской обороны – республиканские, областные, городские, районные системы органов управления и сил гражданской защиты, предназначенные для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты.

Основными задачами гражданской защиты являются:

1) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

2) спасение и эвакуация людей при возникновении чрезвычайных ситуаций путем проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в мирное и военное время;

3) создание сил гражданской защиты, их подготовка и поддержание в постоянной готовности;

4) подготовка специалистов центральных и местных исполнительных органов, организаций и обучение населения;

5) накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны;

6) информирование и оповещение населения, органов управления гражданской защиты заблаговременно при наличии прогноза об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и (или) оперативно при возникновении чрезвычайной ситуации;

7) защита продовольствия, водоисточников (мест водозабора для хозяйственно-питьевых целей), пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, эпизоотии и эпифитотий;

8) обеспечение промышленной и пожарной безопасности;

9) создание, развитие и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и связи;

10) мониторинг, разработка и реализация мероприятий по снижению воздействия или ликвидации опасных факторов современных средств поражения;

11) обеспечение формирования, хранения и использования государственного резерва.

Государственная система гражданской защитысостоит из территориальных и отраслевых подсистем.

Территориальные подсистемы создаются на областном, городском и районном уровнях для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, выполнения мероприятий гражданской обороны в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Отраслевые подсистемы создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции.

Государственная система гражданской защиты имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.

Руководство государственной системой гражданской защиты осуществляют:

1) на республиканском уровне – Правительство Республики Казахстан;

2) на территориальном уровне – акимы соответствующих административно-территориальных единиц;

3) на объектовом уровне – руководители организаций;

4) в отраслевых подсистемах – руководители центральных исполнительных органов.

Устанавливаются следующие режимы функционирования системы гражданской защиты в мирное время:

1) режим повседневной деятельности – порядок функционирования ГСГЗ (государственной системы гражданской защиты), ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

2) режим повышенной готовности – порядок функционирования государственной системы гражданской защиты, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической, и гидрометеорологической обстановки или получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций)

3) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

В режиме чрезвычайной ситуации органами управления государственной системы гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

· введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;

· прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

· сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;

· организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

На период проведения спасательных работ по решению Правительства могут привлекаться воинские части Минобороны и МВД РК.

В соответствии с действующим законодательством РК формирования ГО в областях, городах, районах и организациях независимо от форм собственности создаются по территориально-производственному принципу решением акимов, а объектовые формирования на производствах и организациях независимо от форм собственности – приказом руководителя организации.

Формирования гражданской защиты предназначены для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в мирное и военное время.

Формирования гражданской защиты создаются в центральных и местных исполнительных органах, организациях.

В формирования гражданской защиты зачисляются трудоспособные мужчины и женщины, за исключением инвалидов первой, второй и третьей групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, и на военное время – военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.

Территориальные формирования создаются в районах, городах, областях и подчиняются соответствующим начальникам Гражданской обороны. Базой создания территориальных формирований являются организации.

Объектовые формирования создаются в организациях и используются в их интересах. По решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации объектовые формирования могут привлекаться для выполнения задач в интересах соответствующих территорий, без снижения готовности к ликвидации аварий на обслуживаемых объектах.

Общее количество, структура и численность формирований ГО определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, и с учетом характера и объема выполняемых работ, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники и местных условий. Для регионов, подверженных землетрясениям, формирования ГО создаются из расчета один спасатель на 10 человек населения, а для промышленных регионов, подверженных наводнениям, пожарам – один спасатель на 15-20 человек населения.

В формирования гражданской обороны зачисляются трудоспособные мужчины и женщины за исключением: инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до восьми лет, и в военное время – военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.

Единая дежурно-диспетчерская служба «112» создается в территориальных подразделениях ведомства уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности.

Система оповещения – совокупность программно-технических средств, обеспечивающих информирование органов государственного управления и населения об угрозе жизни и здоровью людей, порядке действий в сложившейся обстановке

Сигнал «Внимание всем!» – единый сигнал Гражданской защиты, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения;

Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях производится в следующем порядке:

— перед передачей речевой информации включаются электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает предупредительный сигнал «Внимание всем!», по которому необходимо включить радио, телевизионные приемники, квартирные громкоговорители;

— по этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции;

— до населения доводятся соответствующие сообщения и указания по средствам проводного, радио- и телевещания.

В качестве средств оповещения используются звуковые излучатели (электросирены), сети радио-, теле- и проводного вещания.

Кроме указанных, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение в ночное время, когда основные средства выключены.

В целях защиты населения, объектов и территории Республики Казахстан, снижения ущерба и потерь при возникновении военных конфликтов центральными и местными исполнительными органами, организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в пределах своей компетенции проводятся следующие мероприятия гражданской обороны:

1) заблаговременно:

разработка планов гражданской обороны;

создание и развитие систем управления, оповещения и связи и поддержание их в готовности к использованию;

создание, укомплектование, оснащение и поддержание в готовности сил гражданской защиты;

подготовка органов управления гражданской защиты и обучение населения способам защиты и действиям в случаях применения современных средств поражения;

строительство и накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны, содержание их в готовности к функционированию;

создание, накопление и своевременное освежение имущества гражданской обороны;

планирование эвакуационных мероприятий;

планирование и выполнение мероприятий по устойчивому функционированию отраслей и организаций;

2) при возникновении военных конфликтов:

оповещение об угрозе и применении современных средств поражения, информирование населения о порядке действий;

укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, при необходимости – использование средств индивидуальной защиты;

оказание медицинской помощи раненым и пораженным;

проведение эвакуационных мероприятий;

создание дополнительных пунктов управления, оповещения и связи гражданской защиты;

проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;

восстановление нарушенных систем управления, оповещения и связи;

восстановление готовности формирований гражданской защиты

Рекомендованная литература [1, 5, 15,16, 18]

Источник: https://studopedia.org/14-14610.html

Структура гражданской защиты на предприятиях пищевой промышленности

Принципы организации промышленной и гражданской защиты

Исходя из принципов построения гражданской защиты в Украине следует подчеркнуть, что территориально – производственный принцип нашел воплощение в организации гражданской обороны на объектах народного хозяйства, а также на территориях областей, городов и районов, в том числе городских и сельских.

При этом территориальный принцип заключается в организации гражданской защиты в областях, местах, районах, а производственный – в организации гражданской защиты на предприятиях, в учреждениях, заведениях.

Целью гражданской защиты на предприятиях экономики является обеспечение защиты производственного персонала, его семей в чрезвычайных ситуациях и создание условий для своевременного и качественного проведения спасательных и других неотложных работ на соответствующем объекте для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Гражданская защита на объекте экономики как правило возглавляет его руководитель. Он отвечает за защиту производственного персонала, постоянную готовность органов управления, соответствующих сил и средств для проведения спасательных и других неотложных работ.

На крупных объектах экономики начальник гражданской защиты назначает заместителей: по эвакуации, инженерно-технической части и материально-технического обеспечения. При этом заместители выполняют свои обязанности на общественных началах.

Заместителем начальника гражданской защиты объекта по эвакуации назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он, как правило возглавляет эвакуационной комиссии, разрабатывает план эвакуации объекта, организует перевозки в подготовленную загородную зону людей, имущество и руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника гражданской защиты инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит аварийно-технической, противопожарной службами, службой хранилищ и укрытий, а также проведением спасательных и других неотложных работ.

Заместителем начальника гражданской защиты по материально-техническому обеспечению назначается заместитель (помощник) по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического обеспечения.

Рис. 1.3.2 Организация гражданской защиты на предприятии пищевой промышленности (вариант).

Для руководства текущей работы по гражданской защите на объекте экономики создается основной орган управления – штаб гражданской обороны. В состав штаба гражданской защиты входят: начальник штаба и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовки, жилого сектора.

Должность начальника штаба гражданской защиты предусматривается штатным расписанием объекта. Начальник штаба является первым заместителем начальника гражданской защиты объекта и имеет право по его имени отдавать приказы и распоряжения по гражданской защите.

Он является непосредственным организатором управления гражданской защитой и оповещения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, разведки, дозиметрического и химического контроля, ведет текущее и перспективное планирование, подготовку формирований и производственного персонала по гражданской защите и контроль за выполнением всех мероприятий по гражданской защите.

Для эффективного и качественного выполнения задач гражданской защиты на объекте экономики решением начальника создаются соответствующие службы.

В зависимости от характера производства, численности работающих и соответствующей базы обычно создаются следующие службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, хранилищ и укрытий, радиационной и химической защиты, аварийно-техническая, медицинская, транспортная, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, материально технического обеспечения, ветеринарная (на мясо перерабатывающих объектах) и другие. Базой создания любой службы является соответствующий отдел или структурное подразделение предприятия.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи предприятия. Она имеет известить производственный персонал предприятия об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны. Она должна обеспечивать охрану объекта, поддерживать общественный порядок на объекте во время чрезвычайной ситуации, а также обеспечить режим светомаскировки.

Служба хранилищ и укрытий создается на базах отделов капитального строительства и жилищно-коммунального. Она должна обеспечивать готовность защитных сооружений, контролировать эксплуатацию хранилищ, укрытий, участвовать в разработке планов размещения производственного персонала в защитных сооружениях, а также в организации строительства защитных сооружений.

Служба радиационной и химической защиты создается на базе соответствующих лабораторий предприятия.

Аварийно-техническая служба создается на базе производственного отдела (главного механика). Служба разрабатывает и осуществляет меры по повышению устойчивости объекта при его функционировании в условиях чрезвычайных ситуаций, а также ликвидирует последствия аварий в чрезвычайных ситуациях.

Медицинская служба создается на базе медицинских пунктов (санитарных частей, поликлиник) и выполняет мероприятия медицинской защиты на предприятии, а именно: поддерживает в постоянной готовности к применению по назначению медицинские формирования, осуществляет санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия; оказывает медицинскую помощь пострадавшим, осуществляет контроль за загрязнением радионуклидами, опасными химическими веществами сырья и готовой продукции, воды и других предметов.

Транспортная служба создается на базе транспортных цехов, гаражей объекта. Она разрабатывает и осуществляет меры по перевозки людей, грузов в чрезвычайных ситуациях.

Противопожарная служба создается на базе подразделения пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия, ведет контроль за их выполнением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе РХБ защиты при дезактивации и дегазации участков местности и материальных средств.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Она разрабатывает меры, направленные на непрерывное снабжение объекта газом, топливом, электроэнергией, ведет неотложные работы на энергетических сетях, планирует мероприятия по светомаскировки.

Служба материально-технического обеспечения создается на базе отдела материально-технического обеспечения объекта.

Она разрабатывает планы материально-технического обеспечения объекта в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременную поставку необходимого имущества, средств защиты, организует и осуществляет своевременный ремонт поврежденного оборудования и других материальных средств, обеспечивает производственный персонал продуктами питания.

На предприятиях с небольшим количеством работающих службы гражданской защиты не создаются, их задачи решают отдельные лица, которые управляют соответствующими формированиями гражданской защиты.

На данные формирования возлагается выполнение следующих задач:

спасательные и эвакуационные работы в очагах поражения и оказания медицинской помощи пострадавшим непосредственно на рабочих местах или путях эвакуации;

профилактические работы по предотвращению аварий и катастроф;

производство, ремонт и техническое обслуживание изолирующих дыхательных аппаратов, контрольных приборов, средств аварийной связи, другого оборудования необходимого для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Невоенизированные формирования гражданской защиты – это группы людей, объединенных в отряды, команды, жены и т.д., которые оснащены специальной техникой и другими техническими средствами, а также специально обученными действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Создаются такие формирования на военное время в областях, городах, а также на предприятиях, продолжают свою производственную деятельность.

К невоенизированных формирований гражданской защиты зачисляются трудоспособные граждане Украины, за исключением женщин, имеющих детей до восьми лет, женщин со средним и высшим медицинским образованием, которые имеют детей до трех лет, и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

Зачисление в невоенизированные формирования не влечет за собой освобождение от основной деятельности. Подчинением невоенизированные формирования делятся на территориальные и объектовые; по назначению – на формирование общего назначения и формирования служб.

Формирование общего назначения – это сводные отряды, команды, группы, которые предназначены для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах стихийных бедствий.

Как вариант можно рассматривать примерный состав формирования общего назначения в следующем виде:

Командир отряда;

Заместитель командира отряда;

Звено управления и разведки 1 до 4 человек;

1-2 спасательных группы до 25 человек каждая;

Группа обеззараживания до 25 человек;

Группа механизации (аварийно-техническое) до 15 человек;

Медицинский пункт до 12 человек.

Всего в таком отряде может быть до 110 человек личного состава, поливо-моющих машин – 4, бульдозеров – 1, экскаваторов – 1, автокранов – 1, санитарных автомобилей 1 – 1, грузовых автомобилей – 5, сварочных агрегатов – 5.

Ориентировочные возможности выполнения объема работы по 10:00:

Дезактивация участков местности с твердым покрытием шириной 6 метров (норма расхода раствора 3 л / м2;

Дезактивация транспорта – до 200 единиц;

Локализация очагов от СДЯВ – до 2;

Эвакуация пострадавших – до 200 человек .;

Открытие заваленных убежищ – 3-5.

Формирование служб предназначены также для выполнения спасательных и других неотложных работ и обеспечения действий формирований общего назначения, а именно проведение разведки, оказания медицинской помощи, локализация и тушение пожаров, охрана общественного порядка. Они состоят из отрядов, команд, групп, жен, звеньев, постов. Комплектование формирований на объекте ведется по производственному принципу: в цехах, отделах, бригадах.

Источник: https://studbooks.net/67777/bzhd/struktura_grazhdanskoy_zaschity_predpriyatiyah_pischevoy_promyshlennosti

1.2. Общие принципы организации гражданской обороны

Принципы организации промышленной и гражданской защиты

Построениегражданской обороны в республикесоответствует следующим принципам:

-ГО организуется на всей территорииреспублики по территориально -производственному принципу. Территориальныйпринцип заключается, в организации ГОна территории городов, областей, районов,поселковых и сельских советов.Производственный принцип заключается,в организации ГО в каждом министерстве,ведомстве, учреждении, на объекте;

  • ГО организуется исполнительными органами власти на местах, а на объектах народного хозяйства – руководителями объектов;

  • организационное построение ГО соответствует требованиям как мирного, так и военного времени;

  • организацией ГО предусматривается сочетание централизованного и децентрализованного управления;

  • при решении задач ГО предусматривается тесное взаимодействие с командованием войсковых частей по месту дислокации;

  • ГО является всенародным делом, обязанностью каждого. Она опирается на материальные и людские ресурсы всей республики.

Общее руководствоГО в Республике Беларусь осуществляетПрезидент. Начальником ГО РеспубликиБеларусь является Премьер-министр.Начальником штаба ГО РБ является министрвнутренних дел.

Начальниками ГО области,города, района являются соответствующиепредседатели исполнительных комитетов,а на объектах народного хозяйства– руководителиобъектов. Все начальники ГО непосредственноеруководство осуществляют через штабыГО. Штаб ГО является органом управленияу начальника.

Он обеспечивает устойчивоеуправление и постоянную готовностьсредств оповещения и связи, осуществляетпланирование мероприятий ГО.

1.3. Структурное построение гражданской обороны на объекте

Основным звеномсистемы ГО является объект народногохозяйства. На объекте выполняютсямероприятия по защите рабочих и служащих.Вариант организации ГО на объектенародного хозяйства показан на схеме(рис.1 приложения к теме 1 ).

Начальник ГОобъекта несет ответственность запроведение всех мероприятий, обеспечивающихпостоянную готовность ГО на объекте.

Он лично организует и проводит подготовкуштаба, служб, командиров и формированийГО; организует и руководит АСДНР послеприменения противником оружия массовогопоражения или обычного оружия, или послестихийных бедствий, аварий и катастроф.

У начальника ГО объекта кроме начальникаштаба могут быть заместители по эвакуации,по инженерно-технической части, поматериальному обеспечению и другие,которые помогают начальнику в выполнениистоящих перед ним задач. Службы ГО наобъекте создаются на базе егосоответствующих отделов или специальныхслужб.

1.4. Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях

ПостановлениемСовета Министров Республики Беларусьв1993 г.образована Республиканская система попредупреждению и действиям в чрезвычайныхситуациях (РСЧС), предназначенная дляорганизации и осуществления мероприятийпо предупреждению чрезвычайных ситуаций(ЧС), а в случае их возникновения– дляобеспечения безопасности населения,уменьшения ущерба народному хозяйствуи ликвидации последствий.

Органами повседневногоуправления РСЧС являются:

– штабы ГО всехуровней;

– дежурно-диспетчерскиеслужбы министерств и ведомств.

В учебныхзаведениях гражданская оборонаорганизуется так же, как и на объектахнародного хозяйства с учётом указанийминистерств и ведомств по подчинённости.Начальник ГО – ректор (директор) учебногозаведения.

Для осуществления мероприятийпо спасению людей на своих объектахвысшие учебные заведения создаютформирования: спасательные команды(группы), разведывательные звенья,команды (группы, звенья) охраныобщественного порядка и др.

В среднихучебных заведениях могут создаватьсяспасательные группы и звенья, постырадиационного и химического наблюдения,санитарные посты. Эти формирваниякомплетуются учащимися, преподавательскими обслуживающим персоналом.

Для проведенияаварийно-спасательных и других неотложныхработ в ходе ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций и в очагахпоражения привлекаются необходимыесилы и средства. Силы ГО составляют:

1) воинские частигражданской обороны,

2) невоенизированныегражданские формирования.

Воинские части ГО— это мобильные подразделения Вооруженныхсил Республики Беларусь, которые, какправило, первые приступает к ликвидациипоследствий катастроф, аварий и т. п.обеспечивает ввод невоенизированныхгражданских формирований в очагипоражения, выполняет наиболее сложныеи трудоемкие задачи на важнейшихобъектах.

Основу сил ГОсоставляют невоенизированные гражданскиеформирования гражданской обороны (НГФ)- это группы людей, сформированные вотряды, команды, группы, звенья, посты,расчеты, оснащенные специальной техникойи имуществом, обученные ведениюспасательных и других неотложных работв очагах поражения.

В состав формированиймогут быть зачислено трудоспособноенаселение – мужчины в возрасте от18 до60 лет иженщины в возрасте от 18до55 лет, заисключением

– инвалидовI–IIIгруппы;

– беременныхженщин;

– женщин, имеющихдетей в возрасте до 8 лет (женщин смедицинским образованием, имеющих детейв возрасте до 3 лет);

– в военное времяисключаются и небронированныевоеннообязанные.

НФГ делятся:

1. по подчиненности:

– территориальные;

– объектовые;

2. по назначению:

– формированияобщего назначения;

– формированияслужб ГО;

3. по срокамготовности:

– формированияповышенной готовности

– формированияповседневной готовности.

Территориальныеформирования ГО создаются на территорииобласти, города, района и подчиняютсясоответствующим начальникам гражданскойобороны. Предназначаются они для веденияработ на наиболее важных объектахсамостоятельно или совместно с объектовымиформированиями. Часть территориальныхформирований поддерживаются в степенинеобходимой готовности для ликвидациипоследствий ЧС природного характера.

Объектовыеформирования ГО создаются на объектахнародного хозяйства и подчиняются ихруководителям. Объектовые формированиясоставляют из формирований общегоназначения и специального назначения(формирования служб).

Принципиальнаясхема организации ГО на объекте показанана рис. 1.

Объектовые формирования общегоназначения представляют собой отряды(команды, группы), предназначенные дляведения спасательных работ в очагахпоражения, районах стихийных бедствий,аварий и катастроф.

Формирования службГО предназначаются для выполнениямероприятий при проведении АСДНР(ведение разведки, оказание медицинскойпомощи, локализация и тушение пожаров,проведение противорадиационных ипротивохимических мероприятий и т.д.),а также для усиления, в случае необходимости,формирований общего назначения.

Специальными являются формирования:разведывательные, связи, медицинские,противопожарные, инженерные,аварийно-технические, материальногообеспечения, технического обеспечения,автомобильные и др.

В зависимости отместных условий и при наличии базы порешению соответствующих начальниковГО могут создаваться и другие формирования.

Основнымиформированиями ГО промышленныхпредприятий являются команды (группы).Они создаются в сменах цехов, на участкахпроизводства, где численность рабочихи служащих наибольшая (их отвлечениене должно отражаться на производстведанного предприятия). Примернаяорганизационная структура спасательногоотряда показана на рис. 2. Возможнаясхема организации сводной командыприведена на рис. 3

Формированияповышенной готовности могут использоватьсяв мирное время и должны быть готовы кведению работ не позднее чем через6 ч. Срокготовности остальных формирований – 24часа (формирования повседневнойготовности).

Все НГФ оснащаютсясредствами индивидуальной защиты,химической и радиационной разведки,специализированной обработки, связи иоповещения, а также медицинским имуществоми материальными средствами продовольственнойслужбы.

Источник: https://studfile.net/preview/1725271/page:2/

Правовой рубеж
Добавить комментарий